Л.И. Евселевский - Воспоминания о школьных годах (1935-1941)

Л.И. Евселевский - Воспоминания о школьных годах (1935-1941)


Мне было 7 лет, когда в июне 1935 года моя старшая сестра Роня, отвела меня в  школу № 9, где она училась. До 1935 года детей принимали в школу в подготовительные классы с 7 лет. В 1935 годуподготовительные классы ликвидировали, а в 1-й класс брали с 8 лет.  Сестра стала упрашивать, что бы меня взяли в 1-й класс. Устроили мне небольшой экзамен. Считать я уже умел до ста, складывать и отнимать. Знал алфавит и слабо, но читал.  После этого собеседования меня записали в 1-й класс. 
С нетерпением я ждал 1 сентября. Вот этот день пришел. Я ученик 1 –го класса «Б». Первой моей учительницей была Елена Ивановна Кравец. Она была молодая, добрая и очень терпеливая. Не помню, чтобы она хоть раз закричала на нас шалунов и непосед. Класс был интернациональный: украинцы, евреи, русские, поляки, греки, даже один фин. Преподавание шло на украинском языке. Многие его не знали и не понимали. Постепенно все заговорили и даже на переменах общались на украинском языке.  Я часто вспоминаю мою первую учительницу. Она носила синюю юбку, белую кофточку, всегда была с располагающей улыбкой, добрая, чуткая и внимательная. 
Елена Ивановна была нашим руководителем и в 5-ом классе. Очевидно она закончила заочно литературный факультет учительского института. В 5-ом классе она преподавала нам украинский язык и литературу. Елена Ивановна привила нам свою любовь к украинскому языку. Помню как она читала стихи и рассказы Т.Г.Шевченко. Класс плакал, и девчонки, и мальчишки, когда она читала обращение к сестрам:
А сестри! сестри! Горе вам,
Мої голубки молодії,
Для кого в світі живете?
Ви в наймах виросли чужії,
У наймах коси побіліють,
У наймах, сестри, й умрете!
После уроков мы всем классом ходили в пионерский сад. Готовили концерты, читали стихи, пели. Красиво пела Нина Величай. Став пионерами, мы дежурили на избирательном участке. К городскому смотру художественной самодеятельности я выучил на память речь Лебедева-Кумача на первой сессии Верховного Совета СССР. В стихах полная страница газеты «Правда».  Смотр проходил во Дворце Пионеров. Я ни разу не сбился.  Но вот сейчас, много лет спустя думаю, как ребята в зале это выдержали. Успех был. Учащийся 4 –го класса занял 2-е место в городском смотре художественной самодеятельности. Мне вручили диплом литературного чтеца II степени и подарок, фото-альбом Харьковского Дворца пионеров.


Комментарии