История общин старообрядцев в Кременчуге

История общин старообрядцев в Кременчуге


Автор: Коваленко Елена Владимировна                                                                              
Древнеправославное христианство, более известное как старообрядчество, зародилось в России в середине XVII в.  Причиной его появления стал раскол, возникший в Русской православной церкви в результате реформы патриарха Никона. Противники этой реформы, в результате преследования, вынуждены были переселяться в отдаленные районы государства или за ее пределы, в том числе и в Украину. Сначала они селились в северо-восточном регионе, а в XVIII в. стали продвигаться на Правобережье и Юг [13].
Однако, к сожалению, сегодня мы не имеем более-менее комплексного исследования, посвященного проблемам существования этой концессии на территории нашего края. Его наличие, возможно, помогла бы решать современные проблемы межконфессиональных отношений в регионе.
Правда, отдельные аспекты этой темы исследовались историками прошлого. До нас дошли две такие работы. Наиболее обстоятельным из них является работа известного полтавского краеведа конца XIX - нач. XX века И.Ф.Павловским [1]. Она состоит из трех разделов, в которых автор раскрывает обстоятельства поселения староверов в г.Кременчуге, указывает их количество, рассказывает об устройстве молитвенных домов и т.п. В центре внимания автора - меры государственной власти в период правления Николая I по обращению кременчугских староверов на единоверие. Главная ценность этого исследования состоит в том, что источниками для его написания были безвозвратно потеряны для нас архивные документы Полтавского губернского правления.
Вторая работа - «раскольнической патриарх в Полтаве» [11], написанная православным епископом Феодосием. Посвящена она жизни и деятельности одного из известных лидеров старообрядчества Семена Ковылина, который последние годы своей жизни (1854-1859 гг) был узником Полтавского Крестовоздвиженского монастыря.
Отсутствие архивных документов по данной проблеме, утраченных в годы Второй мировой войны, к сожалению, значительно затрудняет его исследования.
Появление старообрядцев на Полтавщине значительной степени связана со строительством в 1731-1733 гг. так называемой «украинской линии», предназначенной для защиты южных границ Российской империи от турецко-татарской опасности. По свидетельству Е.Барсова, в архиве известного украинского историка М.Маркевича сохранилось представление председателя «Правление гетманского правительства» князя О.Шаховського, датированное 20 июня 1735. В нем царский чиновник сообщал об отводе у этого укрепления земель для расселения староверов. Именно в то время, по свидетельству Л. Падалка, и возникли в Константиноградском уезде такие населенные пункты, как Берестовенька, Залинейное, Песчанка, Русский Орчик и Староверовка. Значительную часть их обитателей составляли так называемые «раскольники» [14].


Комментарии